Новости

Кабмин прорабатывает возможность подачи заявлений о мошенничестве через «Госуслуги»

2025-06-05 19:39
Правительство РФ прорабатывает возможность подачи заявления о мошеннических действиях через портал «Госуслуги». Об этом сообщили журналистам в аппарате вице-премьера — руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Григоренко в рамках конференции ЦИПР-2025.

Сейчас разрабатывается второй пакет мер, который будет направлен на ужесточение борьбы с мошенничеством и в данный момент в работе находятся свыше десятка мер в части регулирования оборота банковских карт, создания правовых инструментов контроля рынка сделок с недвижимостью, ответственности за применение ИИ при совершении правонарушений, а также ответственности за незаконный оборот сим-карт.

Возможность подачи заявлений о мошенничестве через портал «Госуслуги» — это своевременный и логичный шаг в условиях стремительного роста цифровых преступлений, говорит член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.

«Для граждан это означает упрощение и ускорение процедуры обращения за защитой. Интеграция этой функции в привычный цифровой сервис повысит доступность правовых механизмов и упростит фиксацию инцидентов», - добавил депутат.

Важно, что данная мера входит в более широкий пакет инициатив по борьбе с мошенничеством. «В условиях, когда киберпреступники активно используют искусственный интеллект, подмену номеров, фальшивые сайты и незаконные сим-карты, требуется комплексный подход, сочетающий технологические решения с правовым регулированием. Законодательные инициативы, направленные на ужесточение ответственности за использование ИИ в преступных целях и на контроль за оборотом сим-карт, являются адекватным ответом на современные угрозы», - пояснил Немкин.

Отдельного внимания заслуживает и новый функционал защиты — например, блокировка сообщений с кодами доступа к «Госуслугам» в момент телефонного разговора. «Это решение основано на анализе реальных сценариев атак, когда жертву уговаривают назвать одноразовый код, полученный по СМС. Такие превентивные технические меры играют критическую роль в снижении числа успешных мошеннических операций», - сказал депутат.

В перспективе особенно важно, чтобы новые цифровые сервисы по борьбе с мошенничеством были не только удобны, но и обеспечивали гарантии безопасности персональных данных, а также интегрировались с системами МВД, банков и операторов связи. «Это создаст единую экосистему реагирования на киберугрозы и позволит сократить время от инцидента до начала расследования», - считает Немкин.