Россияне рассказали об отношении к персональным данным
2025-05-21 18:46
Большинство жителей РФ (92%) обеспокоены безопасностью своих персональных данных (ПД). Каждый второй (51%) слышал об утечках в компаниях, услугами которых пользуется.
Примерно каждый третий (39%) считает, что его персданные уже скомпрометированы – об этом свидетельствуют выводы исследования СберМаркетинга и компании BI. ZONE.
Несмотря на опасения и широкую огласку утечек данных, 81% опрошенных готовы предоставить свои данные в обмен на участие в программах лояльности и другие выгоды. Охотнее всего люди делятся с компаниями адресом электронной почты (81%), номером телефона (72%) и датой рождения (70%). Никнейм или ссылку на личный аккаунт в соцсетях согласны сообщить 28%, место жительства и должность – по 27%, место работы – 25%.
Результаты исследования подтверждают устойчивый парадокс: несмотря на высокий уровень тревожности по поводу утечки персональных данных, значительное число россиян всё ещё готовы передавать их в обмен на небольшие выгоды, такие как участие в программах лояльности, говорит член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«Это говорит о том, что понимание рисков и поведенческая реакция на них зачастую расходятся. Пользователи осознают угрозу, но не всегда готовы изменить свои цифровые привычки. При этом важно отметить, что уровень цифровой грамотности постепенно растет: большинство респондентов уже понимают, что персональные данные — это не только ФИО, но и информация о доходах, логины, пароли и даже метаданные. Это позитивный тренд, который можно усилить через образовательные инициативы и кампании по цифровой гигиене», - уверен депутат.
Особого внимания заслуживает тот факт, что 39% россиян считают свои данные уже скомпрометированными. Это крайне высокий показатель, свидетельствующий о потере доверия к сервисам и государственным, и частным. В таких условиях ключевой задачей становится не только защита данных, но и прозрачная коммуникация: пользователи должны чётко понимать, кто, зачем и как использует их данные, и как они могут контролировать этот процесс.
«Компании, которые первыми предложат удобные, понятные и этичные подходы к работе с персональными данными, получат конкурентное преимущество. Особенно на фоне регулярных новостей об утечках и кибератаках. В перспективе это может стать не просто вопросом соответствия закону, а важным элементом деловой репутации и лояльности аудитории», - заключил Немкин.