Биография
Законодательная деятельность
Цифровая Россия
НОВОСТИ
Работа в регионе
Фотобанк
платформа цифровых долин
Новости

Научим и поделимся: как в России развивают экспорт образования в зарубежные страны

Новости
Минцифры России вместе с несколькими российскими вузами сегодня активно работает над созданием программы экспорта российского образования в сфере IT. В России учатся всего порядка 4% иностранных студентов, большая часть из них ограничивается бакалавриатом – в связи с этим приток человеческого капитала через образование слабо затрагивает наиболее важные сектора экономики. Привлечение студентов из других стран в РФ, повышение узнаваемости бренда отечественного образования за рубежом, а также увеличение выручки от экспорта образовательных услуг сегодня являются приоритетными задачами для государства, несмотря на осложнение взаимодействия с зарубежными странами.
Минцифры России сегодня уделяет большое внимание разработке программы экспорта российского образования в сфере информационных технологий за рубеж. «Мы сейчас с нашими четырьмя подведомственными вузами делаем программу экспорта ИТ-образования», — сообщил замглавы Минцифры Максим Паршин в ходе TAdviser Summit 2023. В частности, речь идет о Московском техническом университете связи и информатики, Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича, Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики и Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики. Также в разработке участвует университет Иннополис. По словам Паршина, это направление является «важнейшим приоритетом» для министерства.

Сегодня в том же русле работает федеральный проект «Экспорт образования» — он был запущен в мае 2017 года сроком на восемь лет. Как поясняется на сайте кабмина РФ, реализация проекта должна, в первую очередь, повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранцев, сделать условия их пребывания в стране на период обучения максимально комфортными, а также в целом повысить узнаваемость и статус бренда отечественного образования на международном рынке. По результатам реализации проекта число зарубежных студентов, которые учатся очно в вузах РФ должно вырасти до 710 тыс. человек к 2025 году, а количество слушателей российских онлайн-курсов — превысить 3 млн. Кроме того, такой подход в итоге должен помочь существенно увеличить объем выручки от экспорта образовательных услуг – более чем до 373 млрд рублей уже к 2025 году, считают в правительстве.

Согласно данным, опубликованным на сайте Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), в российских вузах и колледжах сегодня учатся почти 4% иностранных студентов. Наиболее позитивный расклад характерен для бакалавриата – там учатся более 10% приехавших из зарубежных стран ребят. При этом среди аспирантов иностранных граждан всего 5%, в то время как в развитых странах этот показатель превышает 20%. «Таким образом, приток в Россию человеческого капитала через образование слабо затрагивает два наиболее важных для экономики сектора: квалифицированные работники со средним профессиональным образованием и молодые исследователи», — отметили в ВШЭ. В качестве примера в вузе привели данные, согласно которым, при одинаковых показателях приема зарубежных студентов, Австралия зарабатывает 18 млрд долларов в год, а Россия — 1 млрд долларов.

Повышению качества образовательных программ и росту количества иностранных студентов сегодня способствует большое количество уже готовых практик международной деятельности участников образовательного процесса, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. Тем не менее, сегодня все эти усилия должны быть консолидированы для достижения общих целей.

Взаимодействие ведомств с вузами в этих вопросах сегодня является важным шагом, уверен Антон Немкин. Тем более, когда речь идет о наиболее динамично и обширно развивающейся в настоящее время отрасли IT. «Эта сфера теперь переживает особенный период развития, новые разработки и решения от наших учёных появляются практически ежедневно. Сегодня, когда в разных странах пытаются звучать русофобские настроения, наша задача состоит в том, чтобы в очередной раз показать всему миру, что Россия – продвинутая и развитая страна, которая готова не только готовить собственных специалистов на высоком уровне, но и делиться опытом и наработками с другими странами. Уверен, несмотря на обострение политической ситуации, барьеров в научном и образовательном процессе не должно появляться ни с одной страной в мире, потому как именно за тем, как мы подготовим специалистов сегодня, лежит будущее всей планеты», — отметил депутат.

Вопреки опасениям в университетском сообществе, не станет барьером для продвижения отечественного образования за рубежом и запланированный отказ от Болонской системы образования, отмечала ранее декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева во время дискуссии на III Центральноазиатской конференции международного дискуссионного клуба «Валдай» в Томске. По ее словам, сегодня представления о ценности и достоинствах Болонской системы в целом искажены.

«В общем-то большинство стран мира в ней не участвует, по вполне понятным причинам, ни Китай, ни Индия, ни США. И это никак не мешает им продвигать свои системы образования и свои образовательные программы», — отметила она, подчеркнув, что экспорт российского образования точно не будет зависеть от изменения системы. Более того, это наоборот должно стимулировать вузы обращать больше внимания на страны Азии и Африки, где рынки образования сегодня развиваются наиболее динамично.

Представитель Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Адиль Каукенов на той же сессии подчеркнул, что основным показателем при выборе вуза для абитуриентов всегда является качество образования, а не использование Болонской системы. Поэтому среди казахстанских студентов давно популярно обучение в России и Китае, заключил он.

Источник: Регионы России