Российскому ИТ-бизнесу необходима помощь в выходе на зарубежные рынки – Касперская
2025-07-03 19:42
Президент ГК InfoWatch, председатель правления АРПП «Отечественный софт» Наталья Касперская заявила об отсутствии стратегий выхода на международные рынки у отечественных ИТ-компаний, пишут «Ведомости». Реализованные ранее меры поддержки, в том числе Служба «Цифровых атташе» оказались не так неэффективны, отмечает она.
У российского ИТ-бизнеса нет стратегии выхода на экспорт. «Цифровые атташе не понимают, как они могут помочь отечественным IИТ-компаниям, и сами отечественные компании зачастую не готовы выходить на зарубежные рынки», заявила Наталья Касперская на общественном совете при Минцифры России.
По ее словам, для единой стратегии выхода на зарубежные рынки необходимо наладить коммуникацию между цифровыми атташе и бизнесом, разработать методические рекомендации по цифровизации для стран, в которых отечественные продукты могут быть полезны, а также расширять практику проведения международных форумов и конгрессов.
Для решения соответствующих задач АРПП «Отечественный софт» создала рабочую группу, в которую вошли цифровые атташе, представители Минпромторга и АНО «Цифровая экономика», рассказала Касперская. На данном этапе для цифровых атташе необходимо составить опросники, которые помогли бы сформулировать потребности потенциальных заказчиков.
В Минцифры, в свою очередь, напомнили, что атташе работают в условиях постоянно ужесточающихся ограничений. «Каждая новая волна санкций требует пересмотра подходов, лежащих в основе мер поддержки», – сказал представитель министерства. Для оперативного реагирования на изменения министерство регулярно проводит встречи с атташе и ИТ-экспортерами, подчеркнул он. Цель встреч – обмен актуальными практиками, выявление утративших эффективность механизмов и определение наилучших решений для масштабирования.
«Цифровые атташе» – это проект Правительства России, цель которого – продвижение отечественных ИТ-решений за рубежом, поясняет депутат Госдумы, член комитета по информполитике, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «Это представители России за рубежом, которые отвечают за продвижение отечественных цифровых решений, ИТ-компаний и технологий на внешние рынки. Они работают при торговых представительствах РФ. Цель проекта – создание полноценной системы цифрового экспорта и информационной поддержки российских ИТ-компаний на международной арене. Это часть стратегии по достижению технологического суверенитета и расширению присутствия России на глобальном цифровом рынке», – отметил депутат.
В 2024 году к цифровым атташе обратилось около 1900 организаций, порядка 137 мероприятий было проведено с их поддержкой. «Фактически цифровые атташе – это инструмент мягкой силы, который позволяет выстроить устойчивый диалог с зарубежными партнёрами и создать площадки по популяризации наших решений. В условиях турбулентности на внешних рынках такой коммуникационный инструмент особенно важен», – указал депутат.
Он подчеркнул, что проект показал высокую эффективность, и одна из ключевых проблем цифровых атташе – повышенный спрос при недостаточно большом предложении. «Интерес к выходу на международный рынок есть у значительного числа российских компаний, но не все из них готовы заниматься экспортным развитием самостоятельно. Многие, действительно, ждут готовых дорожных карт, бесплатной юридической помощи и поддержки на всех этапах – от поиска партнёров до локализации продукта. Это нормально, особенно в текущих условиях, когда для бизнеса важна предсказуемость и минимизация рисков. Значит, нужно масштабировать Службу атташе, формировать для компаний понятную инфраструктуру выхода на зарубежные рынки, синхронизировать работу с другими институтами развития. У российских ИТ-продуктов есть большой потенциал на глобальном рынке, и наша задача – его реализовать», – подчеркнул депутат.