Мессенджер Telegram в январе стал реже использоваться россиянами как главный источник информации, сократилось и число его пользователей. Это следует из исследования холдинга «Ромир» (результаты есть у ТАСС).
Так, в январе 2025 года Telegram пользовалось 30% потребительской панели «Ромира» (15 тыс. домохозяйств и 40 тыс. покупателей) при 34% в IVквартале 2024 года. Тех, кто считает Telegram главным источником информации, стало 16% при 18% ранее. Тем не менее, если в IV квартале Telegram доверяли 13%, то в январе — уже 25%.
«Ромир» отмечает, что у «ВКонтакте» аналогичные данные: российской соцсетью стали пользоваться меньше на 2 п. п., и на 1 п. п. реже считать ее основным источником, но доверие к ней выросло — с 12% до 16%.
Показатель пользования YouTube в январе 2025 года сократился до 13% при 18% в IV квартале 2024 года, говорят в «Ромире». «Замедление YouTubeв России не могло не сказаться на количестве его пользователей», — резюмируют аналитики, подчеркивая тем не менее, что американский видеохостинг «прочно удерживает» доверие россиян.
Снижение использования Telegram как основного источника информации в России может быть связано с несколькими факторами, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«Во-первых, насыщение информационного поля и рост конкуренции среди платформ играют важную роль. Пользователи начинают испытывать усталость от избытка новостей и информационного шума в мессенджерах. Это может приводить к тому, что они сознательно ограничивают время, проведенное в Telegram, или ищут альтернативные источники с более структурированной подачей информации, такие как новостные агрегаторы или специализированные сайты», - отметил он.
Также нельзя исключать сезонный фактор: в январе люди часто проводят меньше времени в интернете после активного праздничного периода, добавил Немкин. «Доверие к платформе остается по-прежнему высоким, и даже растет, а значит с большой долей вероятности ситуация может измениться уже весной. Тем не менее, в глобальном плане, в этом году нам стоит ждать выхода количества пользователей Telegram в России на плато – пик роста уже пройден», - сказал депутат.
Общее количество авторов, которые публикуют свой контент в русскоязычном сегменте Telegram выросло на 72% в прошлом году и превысило 24 млн, а количество опубликованных сообщений уже превышает миллиард, напомнил Немкин. «При этом сегодня Telegram стоит наращивать внимание в части модерации запрещённого контента, а также в части локализации и защиты персональных данных россиян. А еще разбираться с ростом количества публикаций, которые создают спам-авторы – каждый из них генерирует от 200 сообщений в сутки, частично похожих между собой. Самих спам-авторов в мессенджере не так и много – 113,6 тыс. пользователей, это только 0,5% от общего числа авторов. При этом объем создаваемого ими контента составляет 42% от всего объема публикаций на платформе. И с этим точно нужно что-то делать», - заключил он.
Так, в январе 2025 года Telegram пользовалось 30% потребительской панели «Ромира» (15 тыс. домохозяйств и 40 тыс. покупателей) при 34% в IVквартале 2024 года. Тех, кто считает Telegram главным источником информации, стало 16% при 18% ранее. Тем не менее, если в IV квартале Telegram доверяли 13%, то в январе — уже 25%.
«Ромир» отмечает, что у «ВКонтакте» аналогичные данные: российской соцсетью стали пользоваться меньше на 2 п. п., и на 1 п. п. реже считать ее основным источником, но доверие к ней выросло — с 12% до 16%.
Показатель пользования YouTube в январе 2025 года сократился до 13% при 18% в IV квартале 2024 года, говорят в «Ромире». «Замедление YouTubeв России не могло не сказаться на количестве его пользователей», — резюмируют аналитики, подчеркивая тем не менее, что американский видеохостинг «прочно удерживает» доверие россиян.
Снижение использования Telegram как основного источника информации в России может быть связано с несколькими факторами, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«Во-первых, насыщение информационного поля и рост конкуренции среди платформ играют важную роль. Пользователи начинают испытывать усталость от избытка новостей и информационного шума в мессенджерах. Это может приводить к тому, что они сознательно ограничивают время, проведенное в Telegram, или ищут альтернативные источники с более структурированной подачей информации, такие как новостные агрегаторы или специализированные сайты», - отметил он.
Также нельзя исключать сезонный фактор: в январе люди часто проводят меньше времени в интернете после активного праздничного периода, добавил Немкин. «Доверие к платформе остается по-прежнему высоким, и даже растет, а значит с большой долей вероятности ситуация может измениться уже весной. Тем не менее, в глобальном плане, в этом году нам стоит ждать выхода количества пользователей Telegram в России на плато – пик роста уже пройден», - сказал депутат.
Общее количество авторов, которые публикуют свой контент в русскоязычном сегменте Telegram выросло на 72% в прошлом году и превысило 24 млн, а количество опубликованных сообщений уже превышает миллиард, напомнил Немкин. «При этом сегодня Telegram стоит наращивать внимание в части модерации запрещённого контента, а также в части локализации и защиты персональных данных россиян. А еще разбираться с ростом количества публикаций, которые создают спам-авторы – каждый из них генерирует от 200 сообщений в сутки, частично похожих между собой. Самих спам-авторов в мессенджере не так и много – 113,6 тыс. пользователей, это только 0,5% от общего числа авторов. При этом объем создаваемого ими контента составляет 42% от всего объема публикаций на платформе. И с этим точно нужно что-то делать», - заключил он.