Основными каналами распространения рекламного контента в 2024 году в социальных сетях стали публичные страницы и сообщества во «ВКонтакте» и в Telegram. Об этом сообщил в интервью ТАСС заместитель главы Роскомнадзора Владимир Логунов со ссылкой на данные Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР).
«Основные каналы распространения рекламного контента в 2024 году в социальных сетях — это публичные страницы и сообщества „ВКонтакте“ (48,1% от объема креативов) и Telegram (39,5% от объема креативов)», — рассказал он.
При этом сохраняется некоторая активность рекламы в видеохостинге YouTube — чуть более 6%. В запрещенном в РФ Instagram — только 5% от объема креативов.
Перераспределение рекламного трафика в пользу «ВКонтакте» и Telegram — закономерный процесс, связанный с адаптацией рынка к новой нормативной и технологической среде, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«ВКонтакте» остаётся главным игроком в сегменте соцсетей с развитой рекламной экосистемой. Telegram, в свою очередь, быстро наращивает долю за счёт популярности каналов и пост-рекламных форматов, несмотря на более ограниченные инструменты аналитики», - пояснил депутат.
При этом рекламные интеграции на платформе Telegram сегодня все чаще оказываются в так называемой «серой зоне». «Мы также видим, как реклама уходит в тень — особенно в Telegram: нативные интеграции, бартер, серые схемы. Кто стоит за этими потоками? Куда идут деньги? Неизвестно. Это серая зона», - добавил он.
В Telegram отсутствует централизованный рекламный кабинет с обязательной идентификацией всех участников, как это реализовано, например, во «ВКонтакте». Поэтому большинство размещений происходит напрямую между рекламодателями и владельцами каналов — это создаёт широкие возможности для непрозрачных сделок и ухода от регулирования.
«Нативные интеграции — один из главных форматов «серой» рекламы. Посты выглядят как обычный контент: обзоры, личные мнения, редакционные заметки, но на деле представляют собой оплаченные публикации. При этом ни пользователь, ни государство, ни даже сам Telegram не могут точно отследить, сколько таких размещений производится и какие бюджеты за ними стоят. В результате в обороте оказываются значительные суммы, которые не попадают в официальную отчётность и остаются за пределами легального рекламного рынка», - добавил Немкин.
Проблема усугубляется тем, что Telegram не предоставляет государственным структурам инструменты для верификации рекламодателей или анализа потоков. Это порождает риски не только для бюджета, но и для безопасности: на таких теневых каналах может продвигаться сомнительный, токсичный или даже противоправный контент — от финансовых пирамид до политической дезинформации. «Очевидно, что без проработки механизмов прозрачности и учёта таких интеграций Telegram будет оставаться крупнейшей неформальной рекламной площадкой в России», - заключил парламентарий.
«Основные каналы распространения рекламного контента в 2024 году в социальных сетях — это публичные страницы и сообщества „ВКонтакте“ (48,1% от объема креативов) и Telegram (39,5% от объема креативов)», — рассказал он.
При этом сохраняется некоторая активность рекламы в видеохостинге YouTube — чуть более 6%. В запрещенном в РФ Instagram — только 5% от объема креативов.
Перераспределение рекламного трафика в пользу «ВКонтакте» и Telegram — закономерный процесс, связанный с адаптацией рынка к новой нормативной и технологической среде, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«ВКонтакте» остаётся главным игроком в сегменте соцсетей с развитой рекламной экосистемой. Telegram, в свою очередь, быстро наращивает долю за счёт популярности каналов и пост-рекламных форматов, несмотря на более ограниченные инструменты аналитики», - пояснил депутат.
При этом рекламные интеграции на платформе Telegram сегодня все чаще оказываются в так называемой «серой зоне». «Мы также видим, как реклама уходит в тень — особенно в Telegram: нативные интеграции, бартер, серые схемы. Кто стоит за этими потоками? Куда идут деньги? Неизвестно. Это серая зона», - добавил он.
В Telegram отсутствует централизованный рекламный кабинет с обязательной идентификацией всех участников, как это реализовано, например, во «ВКонтакте». Поэтому большинство размещений происходит напрямую между рекламодателями и владельцами каналов — это создаёт широкие возможности для непрозрачных сделок и ухода от регулирования.
«Нативные интеграции — один из главных форматов «серой» рекламы. Посты выглядят как обычный контент: обзоры, личные мнения, редакционные заметки, но на деле представляют собой оплаченные публикации. При этом ни пользователь, ни государство, ни даже сам Telegram не могут точно отследить, сколько таких размещений производится и какие бюджеты за ними стоят. В результате в обороте оказываются значительные суммы, которые не попадают в официальную отчётность и остаются за пределами легального рекламного рынка», - добавил Немкин.
Проблема усугубляется тем, что Telegram не предоставляет государственным структурам инструменты для верификации рекламодателей или анализа потоков. Это порождает риски не только для бюджета, но и для безопасности: на таких теневых каналах может продвигаться сомнительный, токсичный или даже противоправный контент — от финансовых пирамид до политической дезинформации. «Очевидно, что без проработки механизмов прозрачности и учёта таких интеграций Telegram будет оставаться крупнейшей неформальной рекламной площадкой в России», - заключил парламентарий.