Аферисты меняют способы получения неправомерного доступа к аккаунтам пользователей. Гражданин получает письмо якобы о несанкционированном доступе к его данным, замаскированное под сообщение техподдержки, на адрес электронной почты или в мессенджере. Прочитав послание, человек обращается по указанному «фейковому» номеру техподдержки и попадает к мошенникам.
Это очередная эволюция социальной инженерии, которую мы наблюдаем в 2025 году, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «Мошенники всё активнее эксплуатируют доверие граждан к государственным цифровым сервисам, таким как «Госуслуги». Поддельные уведомления о якобы несанкционированном доступе к данным вызывают у пользователей тревогу, на фоне которой они совершают необдуманные действия — звонят по указанным номерам, не проверяя подлинность источника», - сказал депутат.
Особенность подобных схем в том, что они не требуют взлома систем или сложного программного обеспечения — достаточно манипулировать эмоциями человека. Жертвы сами предоставляют мошенникам нужную информацию или даже передают доступ к своим аккаунтам, думая, что общаются с официальной службой поддержки. «Это пример так называемой "обратной атаки", когда пользователь сам выходит на контакт с преступником», - пояснил Немкин.
Важно понимать, что ни одна официальная служба, включая техподдержку «Госуслуг», не рассылает уведомления с просьбой срочно позвонить по номеру, особенно через мессенджеры. Все уведомления от госорганов приходят через защищённые каналы — например, личный кабинет на портале или через приложение с двухфакторной авторизацией. Проверка подлинности отправителя — первая и главная мера цифровой гигиены.
«Для эффективного противодействия таким схемам требуется не только техническое усиление защиты сервисов, но и массовое обучение населения цифровой грамотности. Особенно уязвимы пожилые люди и те, кто не привык критически оценивать информацию. Государству и ИТ-сообществу необходимо активнее работать над просвещением пользователей и формированием привычки — никогда не действовать под давлением страха, а проверять источники информации», - заключил депутат.
Это очередная эволюция социальной инженерии, которую мы наблюдаем в 2025 году, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «Мошенники всё активнее эксплуатируют доверие граждан к государственным цифровым сервисам, таким как «Госуслуги». Поддельные уведомления о якобы несанкционированном доступе к данным вызывают у пользователей тревогу, на фоне которой они совершают необдуманные действия — звонят по указанным номерам, не проверяя подлинность источника», - сказал депутат.
Особенность подобных схем в том, что они не требуют взлома систем или сложного программного обеспечения — достаточно манипулировать эмоциями человека. Жертвы сами предоставляют мошенникам нужную информацию или даже передают доступ к своим аккаунтам, думая, что общаются с официальной службой поддержки. «Это пример так называемой "обратной атаки", когда пользователь сам выходит на контакт с преступником», - пояснил Немкин.
Важно понимать, что ни одна официальная служба, включая техподдержку «Госуслуг», не рассылает уведомления с просьбой срочно позвонить по номеру, особенно через мессенджеры. Все уведомления от госорганов приходят через защищённые каналы — например, личный кабинет на портале или через приложение с двухфакторной авторизацией. Проверка подлинности отправителя — первая и главная мера цифровой гигиены.
«Для эффективного противодействия таким схемам требуется не только техническое усиление защиты сервисов, но и массовое обучение населения цифровой грамотности. Особенно уязвимы пожилые люди и те, кто не привык критически оценивать информацию. Государству и ИТ-сообществу необходимо активнее работать над просвещением пользователей и формированием привычки — никогда не действовать под давлением страха, а проверять источники информации», - заключил депутат.