Штрафы за репосты неверифицированных каналов могут ввести осенью
2025-04-04 18:40
Штрафы за репосты каналов, не зарегистрированных в Роскомнадзоре (РКН), могут разработать уже этой осенью. Об этом сообщил заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
«Нам необходимо вводить штрафы за репосты неверифицированныхканалов. Я уверен, что такая ответственность будет разработана осенью», — сказал Горелкин. По его словам, сегодня это обсуждается, но, чтобы ускорить процесс регистрации в РКН, пока надо предусматривать ответственность «по всему периметру системы, которая создана».
По закону, если блогер-десятитысячник не зарегистрировал свой аккаунт в РКН, то ему запрещается размещать в канале рекламу. «Уже сегодня ФАС может штрафовать рекламодателей, которые разместили рекламу в телеграм-каналах блогеров, у которых более 10 тыс. подписчиков, но они не регистрировались в РКН. Сегодня можно оштрафовать до 500 тыс. таких рекламодателей», — сказал Горелкин, добавив, что пока этого не происходит.
Сейчас уже порядка 214 тысяч заявлений о регистрации поступило в Роскомнадзор от владельцев каналов и страниц в соцсетях, аудитория которых превышает 10 тысысяч пользователей, из них более 134 тысяч одобрено. При этом, по словам Горелкина, уже обсуждается и снижение аудиторного порога: чтобы каналы, имеющие менее 10 тыс. подписчиков, тоже могли подавать заявку на регистрацию.
Второй важный фактор, который может повлиять на наполняемость соответствующего перечня, зависит уже от платформ, подчеркнул парламентарий - на данный момент не все из них ввели нативнуюмаркировку зарегистрированных каналов. «Это сделали ВК, ОК, Rutube — но в самой популярной в РФ соцсети Telegram маркировки еще не появилось. Хотя вроде как механизм сторонней верификации там уже существует, но для выполнения целей закона пока не применяется», — пояснил он.
С 1 ноября 2024 года владельцы страниц в соцсетях, аудитория которых больше 10 тыс. пользователей, должны сообщать в Роскомнадзор сведения о себе. Речь идет и о владельцах публичных каналов в мессенджерах. Также с января 2025 года вступили в силу положения закона, которые запрещают рекламодателям размещать рекламу на страницах и в каналах, объем аудитории которых превышает 10 тыс. пользователей соцсети, если их владельцы не предоставили в Роскомнадзор сведения, позволяющие их идентифицировать.
Введение штрафов за репосты каналов, не зарегистрированных в Роскомнадзоре, — это логичное продолжение уже действующих норм, направленных на идентификацию владельцев популярных интернет-ресурсов и обеспечение ответственности за распространяемый ими контент, отметилчлен комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
При этом внедрение обязательной регистрации уже дало определённый эффект: более 200 тысяч заявлений — это показатель серьёзного интереса со стороны авторов контента. Снижение аудиторного порога и потенциальное распространение требований на более узкий круг блогеров еще больше повысит внимание к реестру РКН, уверен Немкин.
В долгосрочной перспективе ключевым фактором успеха станет взаимодействие с самими платформами. «Если такие сервисы, как Telegram, не внедрят инструменты маркировки и верификации, Роскомнадзору, скорее всего, придется потребовать от них этого шага», - добавил депутат.