Биография
Законодательная деятельность
Цифровая Россия
НОВОСТИ
Работа в регионе
Фотобанк
платформа цифровых долин
Новости

Новая отечественная система навигации для БПЛА будет работать на порядок точнее GPS

Сотрудники ИТМО создали локальную систему навигации для беспилотников, которая получила название «Восток». Изобретение рассчитывает скорость и положения дрона с очень высокой точностью, которая на порядок больше, чем у GPS.

Разработка может использоваться там, где не действуют обычные спутниковые системы навигации. Например, в условиях плотной городской застройки, закрытых помещениях или тоннелях. Кроме того, с ее помощью можно реализовывать особо сложные задачи, например садиться на движущейся ледокол в сильном тумане.

В «Востоке» используются два светодиода, которые повернуты друг против друга под определенным углом. Они посылают на фотоприемники беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) световые сигналы на разной частоте. Фотоприемники принимают сигналы, а специальный модуль усиливает и обрабатывает их, рассчитывает координаты дрона и прямо на борту передает данные в бортовой компьютер. В результате в реальном времени можно видеть точное местоположение дрона, а также изменения в высоте и углах наклона бортов.

Сейчас беспилотники ориентируются и прокладывают маршрут с помощью спутниковых данных (например, GPS или ГЛОНАСС), но в сложных условиях эта система может работать с высокой погрешностью.

В отличие от аналогов «Восток» не нуждается в видеокамере, радаре или лидаре для ориентирования, а саму систему можно собрать из недорогих, доступных на отечественном рынке компонентов, отметили разработчики. Сейчас сигнал от комплекта из двух пар модулей покрывает комнату 8х8 м высотой до 3 м. При этом «Восток» легко масштабируется — достаточно увеличить количество модулей, их мощность и конфигурацию, говорят авторы проекта.

Разработка системы локальной навигации «Восток» от ИТМО — значимый шаг в области управления беспилотными летательными аппаратами. Она решает одну из главных проблем, с которой сталкиваются БПЛА, — потерю сигнала спутниковой навигации в сложных условиях, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.

«Еще одним ключевым преимуществом является гибкость и масштабируемость системы: это открывает широкие перспективы для использования в логистических центрах, складских комплексах, подземных объектах и даже в условиях сложной метеообстановки», - добавил депутат.

На фоне растущего интереса к альтернативным методам навигации «Восток» демонстрирует перспективный подход, который может эффективно сочетаться с инерциальной навигацией.

Использование светодиодов в качестве источников сигнала обеспечивает высокую энергоэффективность и устойчивость к помехам, что делает систему особенно надежной.

«Также стоит отметить потенциал «Востока» в развитии робототехники и автономных систем. Высокоточное локальное позиционирование критично для мобильных роботов на производстве, в логистике и складских комплексах, где необходимо безопасное и точное перемещение в ограниченных пространствах. В сочетании с технологиями машинного обучения и искусственного интеллекта, «Восток» может стать основой для создания полностью автономных логистических решений, способных работать в сложных и динамичных условиях. Это позволит компаниям существенно повысить эффективность производственных процессов и снизить операционные затраты», - сказал Немкин.

При этом сегодня крайне важно также уделять повышенное внимание подготовке кадров, которые смогут работать с новыми системами, которых будет становиться все больше, добавил депутат.

В рамках реализации федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» по итогам 2024 года 523 школы и 30 колледжей из 30 регионов РФ реализуют образовательные программы по обучению навыкам проектирования, разработки, производства и эксплуатации БАС. Обучение проходит в рамках программ дополнительного образования в специализированных классах, в рамках программ СПО в центрах практической подготовки на базе колледжей, а также на курсе внеурочной деятельности «Основы безопасности и защиты Родины» раздела «Основы военной подготовки».

«Для успешного внедрения новых навигационных систем, таких как «Восток», необходимо активно развивать сотрудничество между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями. Это позволит учащимся получать не только теоретические знания, но и практические навыки работы с передовыми технологиями. Важно обеспечить доступ к современным лабораториям, симуляторам и полигонным испытаниям, где будущие специалисты смогут отрабатывать навыки управления и обслуживания беспилотных авиационных систем. Такой подход позволит подготовить высококвалифицированные кадры, способные оперативно реагировать на вызовы цифровой экономики и технологически сложных отраслей», - заключил он.