Ряд университетов и онлайн-платформ к 2030 году планируют обучить 600 тыс. человек ИТ-навыкам. Об этом говорится в исследовании «Мониторинг международных трендов правового регулирования для развития законодательства в сфере цифровой экономики в России», подготовленном Институтом Гайдара.
«В России развиваются бесплатные или частично субсидируемые курсы по цифровизации. До 2030-го планируют обучить 600 тыс. человек, Минцифры проводит отбор организаций и программ на получение субсидий», — говорится в исследовании.
Так, в Ленинградской области Комитет цифрового развития сообщил, что за последние 4 года 19 тысяч жителей прошли курсы „Цифровые профессии“ и интенсив „Готов к цифре“; регион выполняет KPI национального проекта „Кадры для цифровой экономики“. В Ростовской области в апреле 2024 года прошел фестиваль „Цифровые профессии“ с мастер-классами ИТ-компаний для школьников и колледжей. По данным „Университета 20.35“, в 2019-2023 годах в проектах „Цифровые профессии“ участвовали 48 регионов; 74% слушателей живут за пределами Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.
Планы по обучению 600 тысяч россиян ИТ-навыкам к 2030 году — это масштабная и своевременная задача, учитывая стремительную автоматизацию многих отраслей, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«Однако сама по себе численность обученных не является гарантией устойчивого трудоустройства и роста квалифицированного ИТ-рынка. Ключевым вызовом остается качество подготовки и соответствие выпускников требованиям реального сектора. Уже сейчас видна неоднородность результатов: в регионах фиксируются успешные кейсы, но общий объем выпускников — порядка 80–90 тысяч человек за три года — пока далек от заявленных целей. Кроме того, рост числа начинающих специалистов может привести к перегреву рынка на уровне junior-позиций, снижению заработных ожиданий и падению мотивации у выпускников, не нашедших себя в новой сфере. Это особенно опасно на фоне возможного переизбытка "бумажных специалистов" без прикладного опыта», - пояснил он.
Дополнительный риск связан с вопросами кибербезопасности. Массовый приход неподготовленных новичков в чувствительные инфраструктуры без устойчивых навыков и культуры работы с данными может спровоцировать рост инцидентов. Подобные последствия нужно учитывать уже на этапе разработки программ.
«Важно, чтобы государство и работодатели вместе выстраивали систему верификации компетенций — через независимую сертификацию, стажировки, профессиональные стандарты. Это поможет избежать "инфляции дипломов", укрепить доверие к образовательным платформам и, главное, создать устойчивую модель подготовки ИТ-кадров, ориентированную не только на количество, но и на результат», - заключил Немкин.
«В России развиваются бесплатные или частично субсидируемые курсы по цифровизации. До 2030-го планируют обучить 600 тыс. человек, Минцифры проводит отбор организаций и программ на получение субсидий», — говорится в исследовании.
Так, в Ленинградской области Комитет цифрового развития сообщил, что за последние 4 года 19 тысяч жителей прошли курсы „Цифровые профессии“ и интенсив „Готов к цифре“; регион выполняет KPI национального проекта „Кадры для цифровой экономики“. В Ростовской области в апреле 2024 года прошел фестиваль „Цифровые профессии“ с мастер-классами ИТ-компаний для школьников и колледжей. По данным „Университета 20.35“, в 2019-2023 годах в проектах „Цифровые профессии“ участвовали 48 регионов; 74% слушателей живут за пределами Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.
Планы по обучению 600 тысяч россиян ИТ-навыкам к 2030 году — это масштабная и своевременная задача, учитывая стремительную автоматизацию многих отраслей, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«Однако сама по себе численность обученных не является гарантией устойчивого трудоустройства и роста квалифицированного ИТ-рынка. Ключевым вызовом остается качество подготовки и соответствие выпускников требованиям реального сектора. Уже сейчас видна неоднородность результатов: в регионах фиксируются успешные кейсы, но общий объем выпускников — порядка 80–90 тысяч человек за три года — пока далек от заявленных целей. Кроме того, рост числа начинающих специалистов может привести к перегреву рынка на уровне junior-позиций, снижению заработных ожиданий и падению мотивации у выпускников, не нашедших себя в новой сфере. Это особенно опасно на фоне возможного переизбытка "бумажных специалистов" без прикладного опыта», - пояснил он.
Дополнительный риск связан с вопросами кибербезопасности. Массовый приход неподготовленных новичков в чувствительные инфраструктуры без устойчивых навыков и культуры работы с данными может спровоцировать рост инцидентов. Подобные последствия нужно учитывать уже на этапе разработки программ.
«Важно, чтобы государство и работодатели вместе выстраивали систему верификации компетенций — через независимую сертификацию, стажировки, профессиональные стандарты. Это поможет избежать "инфляции дипломов", укрепить доверие к образовательным платформам и, главное, создать устойчивую модель подготовки ИТ-кадров, ориентированную не только на количество, но и на результат», - заключил Немкин.