Новости

Новый сервис по защите от интернет-мошенников появился на «Госуслугах»

2025-05-23 18:28
Сервис «Жизненная ситуация» по защите граждан от интернет-мошенников появился на портале госуслуг. Об этом сообщили в аппарате вице-премьера — руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Григоренко.

Сервис объединяет все меры защиты от киберпреступников, доступные на «Госуслугах». Среди них самозапрет на кредиты, возможность проверки кредитной истории, оформленных сим-карт, информации о подозрительном звонке и подачи жалобы о вредоносном ресурсе.

Также сервис представит каталог наиболее распространенных схем мошенничества, что, как ожидают власти, позволит оперативно предупреждать пользователей о новых угрозах.

Новый сервис создан в рамках работы правительства по противодействию мошенничеству. В общей сложности с начала года был принят пакет мер по защите россиян от киберпреступников, включающий в себя 30 инициатив.

В пресс-службе Минцифры также отметили, что мошенники могут получить доступ к личному кабинету на «Госуслугах» лишь в случае, если пользователь сам сообщил сведения для входа, такие как логин, пароль и СМС-код. О том, как создать надежный пароль, что делать, если вы всё-таки сообщили СМС-код злоумышленнику, и как восстановить доступ к учетной записи, можно узнать на специальной странице на «Госуслугах», пояснили в министерстве.

Запуск сервиса «Жизненная ситуация» на портале «Госуслуги» — важный шаг в направлении комплексной защиты граждан от интернет-мошенничества, подчеркнул член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.

«Консолидация таких функций, как самозапрет на кредиты, проверка сим-карт, жалобы на фишинговые ресурсы и доступ к своей кредитной истории, делает цифровую среду более безопасной и управляемой для обычных пользователей. Создание каталога мошеннических схем и оперативное информирование пользователей — ещё один сильный инструмент профилактики. Обновляемые данные о типичных сценариях атак помогут гражданам не только узнать о потенциальных угрозах, но и своевременно среагировать. В условиях постоянной эволюции мошеннических методик, такая мера позволит существенно сократить число успешных атак, совершаемых за счёт доверчивости и недостатка знаний», - пояснил депутат.

Однако эффективность таких сервисов напрямую зависит от уровня цифровой грамотности населения: чем больше пользователей понимают, как устроены схемы обмана и что нельзя разглашать третьим лицам, тем выше общий уровень киберустойчивости общества. «Тем не менее борьба с киберпреступностью требует и законодательного усиления, чем мы плотно занимаемся с коллегами по Госдуме в продолжение уже принятых мер. Только сочетание просвещения, цифровых инструментов и законодательного регулирования сможет создать по-настоящему устойчивую систему защиты граждан в условиях стремительно растущих цифровых угроз», - заключил Немкин.