Новости

Социально активные дети чаще привлекают внимание киберпреступников

2025-05-28 19:23
Интернет-преступники в первую очередь интересуются детьми, социально активными в интернете, представляются им самыми разными личностями и могут «передавать» их своим коллегам по преступному сообществу в зависимости от «специализации». Типичную схему воздействия на детей описал эксперт по информационной безопасности ГК InfoWatch Денис Денисов.

«Начинается всегда с поиска потенциальной жертвы. В первую очередь злоумышленники обращают внимание на тех детей, которые социально активны: переписываются в чатах, есть аккаунты в социальных сетях, группы или телеграм-каналы», — сказал он.

Следующий шаг — знакомство с потенциальной жертвой, мошенник может выдать себя за «сверстника», «наставника», «промоутера» или «продюсера», девочке может предложить поучаствовать в конкурсе красоты или пообещать карьеру модели.

«Далее начинается формирование цифрового портрета, то есть выявляются интересы, характер, социальные связи, уровень дохода родителей. И если преступник понимает, что ребенок „не из его специализации“, то он передает ребенка другому киберпреступнику в рамках этого киберпреступного сообщества», — отметил Денисов.

После этого злоумышленники стараются установить доверие между собой и ребенком, далее — вовлечь его, подчинить, склонить к действию.

Описанная схема воздействия киберпреступников на детей — тревожный, но, к сожалению, реалистичный сценарий, говорит член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.

«Цифровая активность ребёнка в соцсетях и мессенджерах делает его видимым и уязвимым, особенно если он не обладает достаточным уровнем критического мышления и не имеет устойчивых границ в коммуникации. Для злоумышленников это — «открытые данные», позволяющие быстро выбрать цель и выстроить тактику воздействия», - отметил депутат.

То, что киберпреступники меняются «контактами» детей в зависимости от их интересов и социального фона, говорит о высокой степени организации и специализации таких сообществ. Это требует от государства и родителей перехода от реагирования к превентивным мерам: просветительская работа с детьми должна начинаться задолго до первой регистрации в соцсети. Особенно важно обучать распознаванию манипуляций, ложных обещаний и нездорового интереса со стороны посторонних собеседников в сети.

«Преступники активно используют психологические приёмы: комплименты, давление, игру на эмоциях. Важно понимать, что жертвой может стать не только «замкнутый» ребёнок, но и вполне уверенный в себе подросток, который просто не распознал угрозу. Поэтому необходимо поддерживать у детей возможность открытого диалога с родителями и педагогами — без страха быть наказанным или осмеянным», - добавил Немкин.

Системно решать эту проблему можно только на нескольких уровнях: от технологических фильтров в соцсетях и обязательной верификации для взрослых пользователей, до школьных программ по цифровой грамотности и раннему распознаванию киберугроз. «Родителям же стоит регулярно проверять настройки конфиденциальности в приложениях ребёнка, интересоваться его онлайн-жизнью и не оставлять его один на один с глобальной сетью», - заключил депутат.