В первом квартале 2025 года почти каждый второй россиянин столкнулся с «традиционным» телефонным мошенничеством. Такие данные приводит «Лаборатория Касперского».
Речь идет о классических звонках с неизвестных номеров. По сравнению с первым кварталом 2024 года их доля выросла на 3% и составила 43%.
Вместе с этим, доля пользователей, атакованных мошенниками в WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской в России и запрещенной), тоже выросла — в 3,5 раза.
Рост числа атак с использованием телефонного мошенничества подтверждает устойчивую популярность методов социальной инженерии у злоумышленников. Независимо от канала взаимодействия мошенники в первую очередь играют на эмоциях, давлении, внезапности. Это говорит о том, что техническая сторона атаки может эволюционировать, но психологическая основа схем остаётся прежней, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«Особую тревогу вызывает рост активности в WhatsApp, который принадлежит компании Meta — признанной в России экстремистской. В условиях отсутствия эффективного взаимодействия с российскими правоохранительными органами и регулирования платформы, она становится «серой зоной», где преступники чувствуют себя безнаказанными. Аудитория мессенджера в России остаётся огромной, и это делает его удобной площадкой для реализации мошеннических схем», - отметил Немкин.
Проблема также в том, что классические звонки с подменой номеров становятся всё более «профессиональными» — используется имитация голосов, базы персональных данных, создаётся иллюзия звонка из официальных структур. Это требует от граждан высокой цифровой грамотности и постоянной бдительности. Необходима системная профилактика: от просветительских кампаний до технологических решений, таких как автоматические антифрод-сервисы у операторов, говорит депутат.
«Наконец, важно понимать, что ни один даже самый осторожный пользователь не застрахован от попытки атаки. Поэтому задача государства, бизнеса и ИТ-сектора — выстроить такую цифровую среду, где мошенникам будет технически и юридически сложно действовать. Это требует и дальнейших законодательных изменений, и усиления контроля за мессенджерами, и развития отечественных решений, обеспечивающих безопасное цифровое общение», - заключил Немкин.
Речь идет о классических звонках с неизвестных номеров. По сравнению с первым кварталом 2024 года их доля выросла на 3% и составила 43%.
Вместе с этим, доля пользователей, атакованных мошенниками в WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской в России и запрещенной), тоже выросла — в 3,5 раза.
Рост числа атак с использованием телефонного мошенничества подтверждает устойчивую популярность методов социальной инженерии у злоумышленников. Независимо от канала взаимодействия мошенники в первую очередь играют на эмоциях, давлении, внезапности. Это говорит о том, что техническая сторона атаки может эволюционировать, но психологическая основа схем остаётся прежней, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«Особую тревогу вызывает рост активности в WhatsApp, который принадлежит компании Meta — признанной в России экстремистской. В условиях отсутствия эффективного взаимодействия с российскими правоохранительными органами и регулирования платформы, она становится «серой зоной», где преступники чувствуют себя безнаказанными. Аудитория мессенджера в России остаётся огромной, и это делает его удобной площадкой для реализации мошеннических схем», - отметил Немкин.
Проблема также в том, что классические звонки с подменой номеров становятся всё более «профессиональными» — используется имитация голосов, базы персональных данных, создаётся иллюзия звонка из официальных структур. Это требует от граждан высокой цифровой грамотности и постоянной бдительности. Необходима системная профилактика: от просветительских кампаний до технологических решений, таких как автоматические антифрод-сервисы у операторов, говорит депутат.
«Наконец, важно понимать, что ни один даже самый осторожный пользователь не застрахован от попытки атаки. Поэтому задача государства, бизнеса и ИТ-сектора — выстроить такую цифровую среду, где мошенникам будет технически и юридически сложно действовать. Это требует и дальнейших законодательных изменений, и усиления контроля за мессенджерами, и развития отечественных решений, обеспечивающих безопасное цифровое общение», - заключил Немкин.