Цифровая Россия

О правилах безопасного поведения в интернете напомнили школьникам из Екатеринбурга

Партийный проект «Цифровая Россия» при поддержке Минцифры Свердловской области и ПАО «Ростелеком» провели лекцию по киберграмотности для школьников 7–9 классов Екатеринбурга. Мероприятие прошло на площадке Штаба общественной поддержки «Единой России».

​Просветительские проекты в сфере цифровой грамотности от «Цифровой России» проходят в Свердловской области регулярно. Они рассчитаны как на старшее, так и на младшее поколения и позволяют подробно познакомиться с рисками онлайн-пространства, а также с возможностями цифровизации.

В центре внимания новой лекции оказалась тема безопасности подростков в цифровом пространстве. Эксперты «Цифровой России» отметили, что киберпреступники все чаще атакуют именно подростков. В топе преступлений – мошенничество в онлайн-играх.

К примеру, злоумышленники могут предложить приобрести игровую валюту по заниженной цене или популярный скин (внутриигровой предмет – прим.). Все, что требуется от детей – передать данные банковских карт родителей якобы для оплаты валюты. В таких сценариях обмана мошенники, как правило, активно используют методы социальной инженерии. Как вариант – постоянно торопят подростка, указывая, что на предмет нашелся другой покупатель. Подобные действия серьезно дезориентируют молодого пользователя – на первом плане оказываются эмоции, а не критическое восприятие информации.

Подобные схемы актуальны для многих популярных игр, в том числе для Roblox, Minecraft и Brawl Stars, предупредили в «Цифровой России». Эксперты подчеркнули, что мошенники могут искать своих жертв в тематических сообществах, а также в самих играх.

«Сегодня важно не только знать об интернет-угрозах, но и уметь защищать себя в сети. Обучение стало не только информационным, но и практическим. Мы провели детальное погружение в существующие сценарии кибермошенничества, которые помогли детям увидеть, как опасности могут проявляться в реальных ситуациях», – отметила региональный координатор партийного проекта «Цифровая Россия», директор по работе с корпоративным и государственным сегментами ПАО Ростелеком на Урале Александра Исхизова.

В ходе лекции школьники также познакомились с концепцией минимального цифрового следа, которая исключает публикацию подробных данных о личной жизни в интернете. Минимальный цифровой след минимизирует риски, связанные с утечками сведений и компрометацией как данных пользователя, так и его самого. В условиях стремительной цифровизации отказ от публикации избыточных сведений становится еще одним инструментом обеспечения безопасности в сети.

Помимо этого, эксперты партпроекта напомнили о важности соблюдения правил общения в сети и проблеме кибербуллинга. Напомним, что по данным VK, с проблемой кибербуллинга в России сталкивается каждый третий пользователь. При этом в группе риска оказываются подростки и молодые люди. Эксперты лекции подчеркнули, что цель любого буллинга – вывести жертву на эмоции. Поэтому лучшей защитой остается игнорирование обидчика. При этом о фактах травли следует всегда сообщать взрослым, с которыми ребенок находится в доверительных отношениях.

Тема кибербуллинга с каждым годом становится все более актуальной, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «По данным комитета Госдумы по просвещению, с проблемой травли в онлайн-пространстве сталкивается большинство российских школьников. С учетом того, что общение постепенно все больше «мигрирует» из физического пространства в виртуальное, динамика прироста агрессии в интернете может оказаться положительной», – отметил депутат.

Он пояснил, что онлайн предоставляет зачинщику буллинга все необходимые условия для агрессии. «Главное из них – сохранение анонимности. И этот фактор, конечно, развязывает руки. Одна из проблематик, с которой мы столкнулись в последнее время – использование дипфейков для дискредитации жертв. Технологии искусственного интеллекта, действительно, могут вывести атаки кибербуллеров на новый уровень. Именно поэтому в рамках просветительских проектов мы уделяем особое внимание не только угрозам, связанным с ИТ-преступностью, но и теме буллинга в сети. Эксперты партийного проекта по все всей стране рассказывают школьникам о правилах этичного поведения в интернете и способах защиты от буллинга», – подчеркнул депутат.

В завершении лекции эксперты напомнили о важности сохранения критического мышления даже в стрессовых ситуациях, а также порекомендовали всегда перепроверять полученную от незнакомых лиц информацию.