Биография
Законодательная деятельность
Цифровая Россия
НОВОСТИ
Работа в регионе
Фотобанк
платформа цифровых долин
Новости

Фишинг на тему образования заметно вырос

Цифровизация сферы образования увеличила число атак, целью которых выступают школьники, пишет Коммерсант со ссылкой на данные экспертов. Как правило, злоумышленники апеллируют к теме ЕГЭ и создают вредоносные ресурсы, имитирующие реальные образовательные сервисы. Их цель – выманить персональные данные либо украсть деньги.

Количество фишинговых атак, направленных на школьников, за первые три месяца 2025 года достигло 34 тыс., сообщили в компании «Информзащита». Это на 70% больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Чаще всего мошенники предлагают купить решения тестов и заданий. Кроме того, злоумышленники могут обращаться к абитуриентам от имени представителей деканатов и школьных администраций. Целью фишинговых кампаний, как правило, является кража персональных данных, а также кодов доступа к региональным или государственным сервисам школ и финансовая информация.

В компании отметили, что рост атак на школьников зафиксирован на фоне общего роста фишинговых атак. По данным «Информзащиты», в 2024 году количество фишинговых ресурсов увеличилось в четыре раза по сравнению с 2023 годом, а в 2025 году увеличилось примерно в два раза относительно весны предыдущего года. Один из факторов атак на учащихся –распространение искусственного интеллекта (ИИ), с помощью которого мошенники генерируют тексты для рассылок и подделывают сайты. По данным «Информазащиты», такие злоумышленники «ответственны примерно за 10% атак на информационные системы ЕГЭ».

Как правило, число фишинговых атак на школьников увеличивается в предэкзаменационные периоды, отмечает депутат Госдумы, член комитета по информполитике, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «Школьники буквально сталкиваются с волной вредоносных сообщений, предлагающих купить ответы на экзаменационные задания. В 2024 году, по данным Angara Security, количество мошеннических площадок перед ЕГЭ 2024 выросло в три раза. Мошенничество можно встретить и в социальных сетях, и в мессенджерах. Для обмана школьников злоумышленники создают отдельные закрытые группы, на которые можно якобы купить ответы к «ЕГЭ» или «ОГЭ». Для завоевания доверия ребят мошенники публикуют фейковые отзывы прошлых лет. При этом отзывы могут публиковаться реальными аккаунтами, что только усиливает доверие выпускников. Это, в общем-то, уже известная схема обмана, которая продолжается не один год», – отметил депутат.

Тем не менее, рост давления на школьников и студентов, действительно, нельзя не заметить, согласился Немкин. «Отраслевые эксперты фиксируют явный акцент злоумышленников именно на этой возрастной группе. По данным Совета Федерации, общее число таких инцидентов в прошлом году выросло в 74 раза. Не так давно российские школьники столкнулись с массовыми звонками телефонных мошенников, представляющихся сотрудниками школ, а студенты – со звонками якобы из деканатов. Мошенники предлагали зарегистрироваться на федеральной образовательной платформе, но на деле – хотели похитить данные учетной записи от портала «Госуслуги», – рассказал депутат.

По мнению Немкина, необходимо усилить просветительскую политику в сфере цифровой грамотности. «Технический контур – только дополнительный фактор защиты, ее главный инструмент – развитые навыки цифровой грамотности и высокий уровень критического мышления. К примеру, мы в рамках партийного проекта «Цифровая Россия» проводим лекции, семинары, интерактивные занятия в разных регионах страны. В этом году «Цифровая Россия» подготовила для ребят полезные рекомендации по цифровой грамотности. В них содержится информация об основных интернет-угрозах и методах защиты от них. Развитые цифровые компетенции – залог безопасности в интернете, поэтому, конечно, просветительский трек должен развиваться», – подчеркнул депутат.