Цифровизация сферы образования увеличила число атак, целью которых выступают школьники, пишет Коммерсант со ссылкой на данные экспертов. Как правило, злоумышленники апеллируют к теме ЕГЭ и создают вредоносные ресурсы, имитирующие реальные образовательные сервисы. Их цель – выманить персональные данные либо украсть деньги.
Количество фишинговых атак, направленных на школьников, за первые три месяца 2025 года достигло 34 тыс., сообщили в компании «Информзащита». Это на 70% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Чаще всего мошенники предлагают купить решения тестов и заданий. Кроме того, злоумышленники могут обращаться к абитуриентам от имени представителей деканатов и школьных администраций. Целью фишинговых кампаний, как правило, является кража персональных данных, а также кодов доступа к региональным или государственным сервисам школ и финансовая информация.
В компании отметили, что рост атак на школьников зафиксирован на фоне общего роста фишинговых атак. По данным «Информзащиты», в 2024 году количество фишинговых ресурсов увеличилось в четыре раза по сравнению с 2023 годом, а в 2025 году увеличилось примерно в два раза относительно весны предыдущего года. Один из факторов атак на учащихся –распространение искусственного интеллекта (ИИ), с помощью которого мошенники генерируют тексты для рассылок и подделывают сайты. По данным «Информазащиты», такие злоумышленники «ответственны примерно за 10% атак на информационные системы ЕГЭ».
Как правило, число фишинговых атак на школьников увеличивается в предэкзаменационные периоды, отмечает депутат Госдумы, член комитета по информполитике, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «Школьники буквально сталкиваются с волной вредоносных сообщений, предлагающих купить ответы на экзаменационные задания. В 2024 году, по данным Angara Security, количество мошеннических площадок перед ЕГЭ 2024 выросло в три раза. Мошенничество можно встретить и в социальных сетях, и в мессенджерах. Для обмана школьников злоумышленники создают отдельные закрытые группы, на которые можно якобы купить ответы к «ЕГЭ» или «ОГЭ». Для завоевания доверия ребят мошенники публикуют фейковые отзывы прошлых лет. При этом отзывы могут публиковаться реальными аккаунтами, что только усиливает доверие выпускников. Это, в общем-то, уже известная схема обмана, которая продолжается не один год», – отметил депутат.
Тем не менее, рост давления на школьников и студентов, действительно, нельзя не заметить, согласился Немкин. «Отраслевые эксперты фиксируют явный акцент злоумышленников именно на этой возрастной группе. По данным Совета Федерации, общее число таких инцидентов в прошлом году выросло в 74 раза. Не так давно российские школьники столкнулись с массовыми звонками телефонных мошенников, представляющихся сотрудниками школ, а студенты – со звонками якобы из деканатов. Мошенники предлагали зарегистрироваться на федеральной образовательной платформе, но на деле – хотели похитить данные учетной записи от портала «Госуслуги», – рассказал депутат.
По мнению Немкина, необходимо усилить просветительскую политику в сфере цифровой грамотности. «Технический контур – только дополнительный фактор защиты, ее главный инструмент – развитые навыки цифровой грамотности и высокий уровень критического мышления. К примеру, мы в рамках партийного проекта «Цифровая Россия» проводим лекции, семинары, интерактивные занятия в разных регионах страны. В этом году «Цифровая Россия» подготовила для ребят полезные рекомендации по цифровой грамотности. В них содержится информация об основных интернет-угрозах и методах защиты от них. Развитые цифровые компетенции – залог безопасности в интернете, поэтому, конечно, просветительский трек должен развиваться», – подчеркнул депутат.
Количество фишинговых атак, направленных на школьников, за первые три месяца 2025 года достигло 34 тыс., сообщили в компании «Информзащита». Это на 70% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Чаще всего мошенники предлагают купить решения тестов и заданий. Кроме того, злоумышленники могут обращаться к абитуриентам от имени представителей деканатов и школьных администраций. Целью фишинговых кампаний, как правило, является кража персональных данных, а также кодов доступа к региональным или государственным сервисам школ и финансовая информация.
В компании отметили, что рост атак на школьников зафиксирован на фоне общего роста фишинговых атак. По данным «Информзащиты», в 2024 году количество фишинговых ресурсов увеличилось в четыре раза по сравнению с 2023 годом, а в 2025 году увеличилось примерно в два раза относительно весны предыдущего года. Один из факторов атак на учащихся –распространение искусственного интеллекта (ИИ), с помощью которого мошенники генерируют тексты для рассылок и подделывают сайты. По данным «Информазащиты», такие злоумышленники «ответственны примерно за 10% атак на информационные системы ЕГЭ».
Как правило, число фишинговых атак на школьников увеличивается в предэкзаменационные периоды, отмечает депутат Госдумы, член комитета по информполитике, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «Школьники буквально сталкиваются с волной вредоносных сообщений, предлагающих купить ответы на экзаменационные задания. В 2024 году, по данным Angara Security, количество мошеннических площадок перед ЕГЭ 2024 выросло в три раза. Мошенничество можно встретить и в социальных сетях, и в мессенджерах. Для обмана школьников злоумышленники создают отдельные закрытые группы, на которые можно якобы купить ответы к «ЕГЭ» или «ОГЭ». Для завоевания доверия ребят мошенники публикуют фейковые отзывы прошлых лет. При этом отзывы могут публиковаться реальными аккаунтами, что только усиливает доверие выпускников. Это, в общем-то, уже известная схема обмана, которая продолжается не один год», – отметил депутат.
Тем не менее, рост давления на школьников и студентов, действительно, нельзя не заметить, согласился Немкин. «Отраслевые эксперты фиксируют явный акцент злоумышленников именно на этой возрастной группе. По данным Совета Федерации, общее число таких инцидентов в прошлом году выросло в 74 раза. Не так давно российские школьники столкнулись с массовыми звонками телефонных мошенников, представляющихся сотрудниками школ, а студенты – со звонками якобы из деканатов. Мошенники предлагали зарегистрироваться на федеральной образовательной платформе, но на деле – хотели похитить данные учетной записи от портала «Госуслуги», – рассказал депутат.
По мнению Немкина, необходимо усилить просветительскую политику в сфере цифровой грамотности. «Технический контур – только дополнительный фактор защиты, ее главный инструмент – развитые навыки цифровой грамотности и высокий уровень критического мышления. К примеру, мы в рамках партийного проекта «Цифровая Россия» проводим лекции, семинары, интерактивные занятия в разных регионах страны. В этом году «Цифровая Россия» подготовила для ребят полезные рекомендации по цифровой грамотности. В них содержится информация об основных интернет-угрозах и методах защиты от них. Развитые цифровые компетенции – залог безопасности в интернете, поэтому, конечно, просветительский трек должен развиваться», – подчеркнул депутат.