Проблемы развития школьного цифрового образования, применения цифровых технологий в образовательном процессе, необходимое техническое оснащение учреждений, подготовка кадров. Эти вопросы являются важной частью повесток различных заседаний федеральных, региональных, муниципальных властей, а также родительских и преподавательских собраний, обсуждений в чатах и социальных сетях.
В Госдуме не раз говорили, что цифровая грамотности и кибергигиена (как ее составляющая часть) — одно из важнейших направлений в работе государства. Сегодня специалистами разрабатываются предложения по формированию комплексной программы для преподавания цифровой грамотности в стране.
Как пояснили в комитете ГД по информполитике, для всех социальных групп и возрастов будут разработаны свои модули цифровой грамотности, но в рамках единой системы.
«В первую очередь, комплексные программы для преподавания цифровой грамотности должны действительно основываться не только на теории и учебниках, а содержать в себе комплекс мероприятий. Как минимум, учителя должны ориентироваться на постоянно меняющуюся цифровую среду и помогать адаптироваться в ней школьникам», — отметил в беседе со «Свободной Прессой» член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
На вопрос издания, что для этого нужно, депутат пояснил: «быть в теме» — как минимум отслеживать новости, рассказывать о новых схемах мошенничества и способах противостояния им, о том, что такое кибератаки и утечки информации.
«СП»: Должен ли это быть отдельный предмет в школе или все укладывается в рамки урока информатики?
— Я уверен, нагружать этим дополнительно учителей не стоит. Да и выделять для этого отдельный предмет в школе было бы повышением нагрузки на наших детей, что тоже не есть хорошо.
«СП»: Но тогда дополнительная нагрузка ляжет на учителей, нет?
— Например, школы могли бы приглашать молодых ИТ-специалистов, которых сегодня очень много на рынке, чтобы они буквально 15 минут в рамках урока информатики посвящали азам киберграмотности для детей. Желательно, делать это в интерактивной, игровой форме, чтобы дети действительно воспринимали информацию. Для того чтобы найм таких специалистов также не стал дополнительной нагрузкой на школы, можно было бы организовать патронаж школ со стороны больших российских ИТ-компаний — именно они бы занимались поиском или выделением из собственного штата необходимых специалистов.
«СП»: С какими трудностями сегодня сталкиваются школы, кроме кадров, в плане организации уроков информатики и технического оснащения?
— Это, безусловно, переподготовка учителей в соответствии с нынешними запросами общества. На мой взгляд, образовательные программы по информатике должны трансформироваться ежегодно. А для учителей можно было бы проводить как минимум онлайн-интенсивы, чтобы уроки информатики были действительно полезны для детей, которые с малых лет становятся активными участниками цифровой среды.
«СП»: А что касается оборудования и практической составляющей уроков?
— Сегодня ФГОС определяет комплекс аппаратуры, которая рекомендуется для установки в каждом ученическом классе общеобразовательной школы. К такой аппаратуре относятся плейеры мультимедиа и магнитофоны, телевизор, экран для проектора, компьютеры или планшеты. Согласно приказу Минобрнауки России от 30 марта 2016 N336, для каждого специализированного кабинета могут быть выбраны разные наборы интерактивного и научного оборудования, расходы на их закупку должны возмещаться за счет предоставляемых регионам субсидий из федерального бюджета.
Немкин подчеркнул, что приказом Минпросвещения № 804 определен и норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания — 198 тысяч рублей. По словам парламентария, это не маленькая сумма, которой вполне достаточно на то, чтобы обеспечить школьника всем необходимым и на уроках информатики.
«Главное, чтобы все указанные нормы действительно соблюдались на местах. Следить за этим нужно, конечно, на федеральном уровне», — заключил Немкин.