Россия сегодня активно развивает отрасль беспилотных летательных аппаратов. МЧС, Минпросвещения и РЖД формируют спрос со стороны государства, в то время как приоритетным должен стать гражданский заказ, заявил президент РФ Владимир Путин. Наиболее перспективными направлениями для использования гражданских беспилотных летательных аппаратов сейчас являются транспортировка грузов, дистанционное зондирование земли и сельское хозяйство, отмечают эксперты. При этом очень важно привлекать к работе с беспилотниками молодых россиян, так как в будущем специалисты с такими навыками будут очень востребованы.
Отрасль беспилотных летательных аппаратов в РФ сегодня очень перспективна, ее годовой оборот может достигать 1 трлн рублей, заявил президент РФ Владимир Путин в индустриальном парке «Руднево». По словам президента, развитие беспилотников «коренным образом поднимает конкурентоспособность любой экономики». Сегодня этому мешают административные барьеры, которые необходимо оперативно заменить на современные, четкие и прозрачные правила, кроме того, нужно переходить на новые цифровые решения, уверен президент. И у России есть огромный потенциал в этой сфере. «Это именно та сфера, где мы можем и должны не просто импортозамещать что-то, а идти на шаг впереди наших конкурентов», — подчеркнул Путин. По его словам, сегодня нужно максимально локализовать разработку и производство собственных прорывных технологий и элементной базы, поставить выпуск перспективных, конкурентных моделей на поток, помочь технологическим компаниям, стартапам, малым и средним компаниям, что российские беспилотники «покоряли небо в самом широком смысле».
Драйвером спроса в отрасли отечественных беспилотных летательных аппаратов сегодня является государственный заказ — наибольшая потребность в беспилотниках среди федеральных ведомств отмечается у МЧС, Росреестра и Минпросвещения, а также у таких госкомпаний, как Росатом, РЖД, «Газпром» и «Газпром нефть», рассказывал ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
Наиболее популярны в гражданском секторе беспилотные летательные аппараты с взлетным весом до 30 килограмм, отмечает руководитель российской технологической компании АО «АЭРОКОН» Эдуард Багдасарян. Они активно применяются в промышленном формате для геодезической и аэрофотосъемки, а также маркшейдерии. При помощи БЛА проводится и зондирование нефтепроводов для охраны и экологического мониторинга. «Особенность беспилотной отрасли в том, что у нее очень много небольших по объему подсегментов – это инженерный мониторинг сооружений, зданий или объектов инфраструктуры, в том числе линий электропередачи. Если говорить о наиболее перспективных направлениях, то они — одинаковы и в России, и за границей. На мой взгляд, это, прежде всего, транспортировка грузов — здесь идет активное развитие сейчас. В Америке и Китае она уже есть, осуществляется на небольшие расстояния и на территориях, которые мало заселены», — рассказал эксперт.
Еще одно перспективное направление для использования беспилотников — сельское хозяйство, напоминает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Сельское хозяйство — один из основных секторов, который сегодня должен активно внедрять БЛА в свою работу. Например, в рамках прошедшей в 2021 году сельскохозяйственной микропереписи в нескольких регионах беспилотники использовали для сбора данных. Росстат впоследствии положительно оценил этот опыт и пообещал расширять его в ходе следующих переписей. Самим аграриям дроны также могут быть очень полезны: когда необходимо следить за состоянием огромных посевных площадей, оперативное наблюдение с воздуха становится незаменимым подспорьем. Кроме того, гражданские БЛА могут использоваться для аэрофотосъемки, сбора измерений, которые сложно сделать наземным путем, а также для агрохимической обработки, например», — подчеркнул депутат.
В целом отрасль беспилотных летательных аппаратов сегодня развивается очень активно, показывая темпы роста в двухзначных цифрах ежегодно на протяжении уже как минимум 15 лет, отмечает Багдасарян. Немалую роль в этом развитии играет господдержка. «Хотелось бы, чтобы объем инвестиций продолжал расти, — для более активного развития отрасли. Для собственного массового производства дешевых и качественных комплектующих изделий необходимо развивать экспорт в другие страны», — добавил он.
По словам Немкина, сегодня меры поддержки отечественных производителей беспилотных систем уже обсуждаются в правительстве — предполагается создание системы налоговых льгот для производителей БПЛА по аналогии с ИТ-компаниями. Кроме того, кабмин совместно с ЦБ РФ также планирует разработать меры по снижению стоимости страхования беспилотников.
«Согласно поручениям президента в стране уже готовятся к утверждению стратегия развития беспилотной авиации и новый национальный проект, которые в том числе будут охватывать и сферу подготовки кадров. “Университет 2035” совместно с Агентством развития профессионального мастерства создадут перечень профессий для беспилотной авиации, а также установят квалификационные требования и условия для проведения независимой оценки квалификации специалистов. Сегодня важно уделять внимание подготовке кадров в этой сфере, так как спрос на них в обозримом будущем продолжит расти. Факультативы по обучению управлению и сборке беспилотников сегодня должны появляться в школах – например, в игровой форме в младших классах и в более серьезной в старших. Причем привлекать к их проведению можно специалистов с практическим опытом в сфере беспилотных авиационных систем. Следующим этапом должно стать увеличение количества образовательных программ в вузах. Многие университеты уже ведут такую работу, но с увеличением задач и расширением функционала дронов возрастает спрос на узконаправленных специалистов. Например, в Московском институте стали и сплавов с этого года уже начнут готовить специалистов в области промышленного дизайна беспилотников. Формирование актуальной новой профессии становится все более очевидным, а, значит, в наших руках к пику ее развития прийти уже с качественно подготовленными кадрами», — уверен Антон Немкин.
Источник: Регионы России
Драйвером спроса в отрасли отечественных беспилотных летательных аппаратов сегодня является государственный заказ — наибольшая потребность в беспилотниках среди федеральных ведомств отмечается у МЧС, Росреестра и Минпросвещения, а также у таких госкомпаний, как Росатом, РЖД, «Газпром» и «Газпром нефть», рассказывал ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
Наиболее популярны в гражданском секторе беспилотные летательные аппараты с взлетным весом до 30 килограмм, отмечает руководитель российской технологической компании АО «АЭРОКОН» Эдуард Багдасарян. Они активно применяются в промышленном формате для геодезической и аэрофотосъемки, а также маркшейдерии. При помощи БЛА проводится и зондирование нефтепроводов для охраны и экологического мониторинга. «Особенность беспилотной отрасли в том, что у нее очень много небольших по объему подсегментов – это инженерный мониторинг сооружений, зданий или объектов инфраструктуры, в том числе линий электропередачи. Если говорить о наиболее перспективных направлениях, то они — одинаковы и в России, и за границей. На мой взгляд, это, прежде всего, транспортировка грузов — здесь идет активное развитие сейчас. В Америке и Китае она уже есть, осуществляется на небольшие расстояния и на территориях, которые мало заселены», — рассказал эксперт.
Еще одно перспективное направление для использования беспилотников — сельское хозяйство, напоминает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Сельское хозяйство — один из основных секторов, который сегодня должен активно внедрять БЛА в свою работу. Например, в рамках прошедшей в 2021 году сельскохозяйственной микропереписи в нескольких регионах беспилотники использовали для сбора данных. Росстат впоследствии положительно оценил этот опыт и пообещал расширять его в ходе следующих переписей. Самим аграриям дроны также могут быть очень полезны: когда необходимо следить за состоянием огромных посевных площадей, оперативное наблюдение с воздуха становится незаменимым подспорьем. Кроме того, гражданские БЛА могут использоваться для аэрофотосъемки, сбора измерений, которые сложно сделать наземным путем, а также для агрохимической обработки, например», — подчеркнул депутат.
В целом отрасль беспилотных летательных аппаратов сегодня развивается очень активно, показывая темпы роста в двухзначных цифрах ежегодно на протяжении уже как минимум 15 лет, отмечает Багдасарян. Немалую роль в этом развитии играет господдержка. «Хотелось бы, чтобы объем инвестиций продолжал расти, — для более активного развития отрасли. Для собственного массового производства дешевых и качественных комплектующих изделий необходимо развивать экспорт в другие страны», — добавил он.
По словам Немкина, сегодня меры поддержки отечественных производителей беспилотных систем уже обсуждаются в правительстве — предполагается создание системы налоговых льгот для производителей БПЛА по аналогии с ИТ-компаниями. Кроме того, кабмин совместно с ЦБ РФ также планирует разработать меры по снижению стоимости страхования беспилотников.
«Согласно поручениям президента в стране уже готовятся к утверждению стратегия развития беспилотной авиации и новый национальный проект, которые в том числе будут охватывать и сферу подготовки кадров. “Университет 2035” совместно с Агентством развития профессионального мастерства создадут перечень профессий для беспилотной авиации, а также установят квалификационные требования и условия для проведения независимой оценки квалификации специалистов. Сегодня важно уделять внимание подготовке кадров в этой сфере, так как спрос на них в обозримом будущем продолжит расти. Факультативы по обучению управлению и сборке беспилотников сегодня должны появляться в школах – например, в игровой форме в младших классах и в более серьезной в старших. Причем привлекать к их проведению можно специалистов с практическим опытом в сфере беспилотных авиационных систем. Следующим этапом должно стать увеличение количества образовательных программ в вузах. Многие университеты уже ведут такую работу, но с увеличением задач и расширением функционала дронов возрастает спрос на узконаправленных специалистов. Например, в Московском институте стали и сплавов с этого года уже начнут готовить специалистов в области промышленного дизайна беспилотников. Формирование актуальной новой профессии становится все более очевидным, а, значит, в наших руках к пику ее развития прийти уже с качественно подготовленными кадрами», — уверен Антон Немкин.
Источник: Регионы России